Вид программы: Повышение квалификации
Форма обучения: очно-заочная
Образовательные технологии: электронное обучение
По специальности: Гастроэнтерология
Название: Гастроэнтерология
Цели: с совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области гастроэнтерологии, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачи ДПП: Совершенствование имеющихся знаний, умений, практических навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей врача-гастроэнтеролога на основе современных достижений медицины.
Программа направлена на совершенствование следующих компетенций:
ПК 2, ПК 5, ПК 6, ПК 8
Требования к результатам освоения ДПП:
В результате освоения ДПП обучающийся должен:
Знать:
- законодательные акты Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- законодательные акты по здравоохранению и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;
- организационно-экономические основы медицинского страхования и деятельности медицинских учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины;
- основы общей патологии человека, иммунобиологии и реактивности организма, генетики;
- принципы проведения фармакотерапии, физиотерапии, лечебного питания, показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний внутренних органов;
- основы законодательства по вопросам врачебно-трудовой экспертизы и медико-социальной реабилитации;
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно- просветительной работы;
- принципы и методы формирования здорового образа жизни;
- основы Международной классификации болезней;
- современные направления развития медицины;
- основы медицинской этики и деонтологии;
- нормативные документы, определяющие деятельность гастроэнтерологической службы;
- систему организации гастроэнтерологической службы в стране, ее задачи и структуру, штаты и оснащение;
- организацию работы гастроэнтерологического подразделения;
- распространенность, заболеваемость, смертность от гастроэнтерологических заболеваний среди населения и в поло-возрастных группах, значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;
- анатомическое строение органов и систем пищеварения в возрастном аспекте, их физиология и патофизиология;
- этиологию и патогенез заболеваний органов пищеварения;
- современные методы обследования больного (рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, ультразвуковые и др.);
- принципы диагностики и лечения болезней пищевода (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, эзофагиты, ахалазия кардии);
- вопросы диагностики и лечения заболеваний желудка и 12-перстной кишки (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, болезни оперированного желудка);
- диагностику и лечение болезней печени (гепатиты, циррозы печени, болезни накопления и энзимопатии);
- принципы диагностики и лечения заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей (билиарные дисфункции, холециститы, желчнокаменная болезнь, постхолецистэктомические расстройства);
- диагностику и лечение болезней поджелудочной железы (хронические панкреатиты);
- вопросы диагностики и лечения болезней кишечника (синдром нарушенного всасывания, ферментопатии, целиакия, функциональные и воспалительные болезни кишечника, дисбиоз кишечника, дивертикулярная болезнь);
- особенности течения и ведение пациентов с алкогольными поражениями органов пищеварения;
- принципы диагностики и тактики ведения пациентов с опухолевыми заболеваниями органов пищеварения;
- особенности течения заболеваний органов пищеварения у лиц пожилого и старческого возраста;
- патологию органов пищеварения при различных заболеваниях;
- современные методы профилактики и диетотерапии заболеваний органов пищеварения;
- вопросы смежной патологии (кишечные инфекции и инвазии, инфекционные заболевания печени, гельминтозы, пищевая аллергия);
- клинические проявления основных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, эндокринной и нервной систем;
- вопросы деонтологии и врачебной этики, клинической психологии;
- клинику, диагностику и основные методы оказания неотложной помощи при дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, аллергическом шоке, отравлениях;
- основы клиники, ранней диагностики инфекционных болезней, в т.ч карантинных инфекций;
- основы клиники и диагностики ВИЧ-инфекции;
- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;
- организацию и объем первой врачебной помощи при ДТП, массовых поражениях населения и катастрофах;
- основы дозиметрии ионизирующих излучений, основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности;
- правовые аспекты медицинской деятельности;
- правила оформления медицинской документации;
- клиническую фармакологию;
- основные руководства, монографии, медицинские рекомендации и текущую медицинскую литературу по специальности;
- владеть компьютером, использовать Интернет в своей работе;
Уметь:
- выявить специфические жалобы больного на момент осмотра;
- собрать анамнез (у пациента или родственников), выделив возможные причины заболевания;
- выявить характерное начало заболевания (острое или постепенное с продромальными явлениями), сезонность обострения заболевания;
- при объективном обследовании выявить специфические признаки заболевания;
- уметь выбрать минимальный, необходимый для постановки диагноза комплекс лабораторных и инструментальных методов исследования;
- выполнять ряд исследований самостоятельно (пальцевое исследование прямой кишки, ректороманоскопия, рН-метрия желудочного содержимого, дуоденальное зондирование, промывание желудка);
- интерпретировать полученные данные лабораторно-инструментальных и рентгенологических методов исследования, обнаружить признаки патологии;
- на основании жалоб, анамнеза болезни и жизни, результатов объективного исследования и проведенного дифференциального диагноза с группой заболеваний, имеющих сходные клинические признаки, установить предварительный диагноз;
- определить показания к первой и неотложной помощи больному и осуществить ее;
- определить показания к срочной или плановой госпитализации;
- определить профиль стационара с учетом характера, тяжести заболевания, ургентности госпитализации, вида осложнения и преобладания синдрома на момент госпитализации;
- организовать госпитализацию (оформить необходимую документацию: направление, выписку из амбулаторной карты), согласовать госпитализацию с администрацией стационара;
- дополнительно выявить в анамнезе данные, подтверждающие или исключающие предполагаемый диагноз;
- определить комплекс необходимых для постановки окончательного диагноза и проведения дифференциального диагноза лабораторных, инструментальных, рентгенологических, радиологических и других методов исследования;
- трактовать результаты клинических, лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;
- определить показания и противопоказания к проведению сложных методов исследования с целью избежать осложнений и ущерба здоровью больного;
- определить потребность и обоснованность специализированной консультативной помощи в зависимости от характера заболевания, осложнения или сопутствующей патологии;
- использовать данные, полученные от консультантов, для уточнения диагноза, тактики лечения;
- дифференцировать данное заболевание от других болезней, имеющих сходное клиническое течение;
- сформулировать окончательный диагноз;
- обосновать выбор комплексного лечения с учетом особенностей и фазы патологического процесса у данного больного, сопутствующих заболеваний и осложнений с применением лечебного питания, этиотропных, патогенетических, общеукрепляющих, симптоматических средств, заместительной терапии и исключения полипрагмазии;
- провести запланированный объем лечебно-профилактических мероприятий;
- своевременно внести коррекцию в назначенное лечение с учетом течения болезни, возникновения осложнений заболевания;
- при стихании обострения заболевания обосновать возможность перевода больного на палатный режим, расширить диету, назначить лечебную физкультуру, физиотерапию, рефлексотерапию, фитотерапию, определить показания к санаторно-курортному лечению;
- выявить признаки временной и стойкой, частичной или полной утраты трудоспособности, дать рекомендации по режиму труда и отдыха, при необходимости по рациональному трудоустройству в зависимости от ограничений, необходимых при конкретном заболевании, его тяжести, осложнениях; при стойкой утрате трудоспособности направить больного на медико-социальную экспертизу с оформлением соответствующей выписки из истории болезни;
- выработать комплекс противорецидивных мероприятий;
- правильно оформлять и хранить первичную медицинскую документацию;
- произвести выборку необходимых сведений из ведущейся документации;
- руководить работой медицинской сестры;
- проводить самоконтроль за выполнением собственного плана работы;
- наладить контакт с больным, его родственниками, с коллегами, соблюдая этические нормы в отношениях с ними;
- создать вокруг больного атмосферу, щадящую его психику;
-внушить больному необходимость выполнения назначений врача и создать мнение о правильности проводимых диагностических, лечебных процедур, профилактических мероприятий;
- вселить больному уверенность в благоприятном исходе болезни, воспитать положительные эмоции, положительную психическую настроенность;
- соблюдать врачебную тайну;
- относиться к своей деятельности с высокой профессиональной и гражданской ответственностью;
- оказать первую врачебную помощь (при обмороке, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, отеке легких, приступе бронхиальной астмы, различных видах шока, различных видах комы, внутренних и наружных кровотечениях, почечной колике, эпилептическом статусе, отравлениях и интоксикациях);
- проводить лечебные и диагностические процедуры (подкожные, внутривенные инъекции, струйные и капельные вливания, определение группы крови и резус-фактора, переливание крови и кровезаменителей, временную остановку кровотечения, наложение транспортных и импровизированных шин, закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких);
- оказать первую врачебную помощь (при кровотечениях из желудочно-кишечного тракта, при острой печеночной недостаточности, прободной язве, ущемленной грыже, калькулезном холецистите, панкреатите, аппендиците, острой кишечной непроходимости);
- уметь проводить регидратацию (пероральную и внутривенную) и реминерализацию;
- проводить лечебные и диагностические процедуры (зондирование и промывание желудка, дуоденальное зондирование, абдоминальная пункция, очистительные, сифонные и лечебные клизмы, пальцевое исследование прямой кишки);
- осуществлять информационный поиск по вопросам гастроэнтерологии
- с использованием современных компьютерных систем;
- постоянно совершенствовать себя как личность и как врача-специалиста.
Практический опыт:
-владение комплексом методов стандартного обследования больных с патологией органов пищеварения;
- владение методами дополнительного обследования (пальцевое исследование прямой кишки, рН-метрия желудочного содержимого, дуоденальное зондирование, уреазный дыхательный хелик-тест, промывание желудка);
- владение комплексом методов оказания экстренной помощи при ургентных состояниях (при кровотечениях из желудочно-кишечного тракта, при острой печеночной недостаточности, прободной язве, ущемленной грыже, калькулезном холецистите, панкреатите, аппендиците, острой кишечной непроходимости);
- владение основными принципами лечения заболеваний пищевода;
- владение основными принципами лечения болезней желудка и 12-перстной кишки;
- владение основными принципами лечения патологии тонкой и толстой кишки;
- владение основными принципами лечения заболеваний печени и билиарной системы;
- владение основными принципами лечения болезней поджелудочной железы;
- владение принципами дифференциальной диагностики заболеваний органов пищеварения.
Формы итоговой аттестации: Защита реферата.
- Преподаватель: Айман Силкановна Сарсенбаева